В ГК "Дело" отметили затоваривание терминалов Московского транспортного узла
Несбалансированность экспортно-импортных контейнерных грузопотоков привела к скоплению большого числа порожних контейнеров на терминалах Московского транспортного узла (МТУ), ситуация будет только нарастать.
Об этом "Интерфаксу" сообщил старший вице-президент по операционной деятельности и взаимодействию с госорганами группы "Дело" Денис Илатовский.
"Проблема с порожними контейнерами в МТУ отражается на всех, это приводит к затовариванию площадок, к экономическому ущербу в виде простоя этого оборудования, к ущербу в виде необходимости снижать ставки на возврат этих контейнеров окружным путем в Китай. Это экономическая проблема, пока она только нарастает, балансирующего решения пока не найдено", - сказал он.
По его словам, решение может появиться в результате совместной работы с РЖД и должно быть комбинированным, включать в себя меры регуляторного и коммерческого характера. Среди мер коммерческого характера можно назвать повышение ставки на хранение порожних контейнеров в МТУ для того, чтобы стимулировать владельцев контейнеров вывозить порожнюю тару. Кроме того, сбалансировать потоки, вероятно, поможет появление новых контейнерных линий на Северо-Западе России, которые часть своей емкости могут использовать для вывоза порожних контейнеров из России обратно в Азию.
Илатовский также отметил, что ситуация усугубляется дефицитом инфраструктуры Восточного полигона и невозможностью обеспечить перевозку порожнего парка при отсутствии резервов инфраструктуры. В связи с этим массово вывезти контейнеры китайских собственников, скопившиеся в России от импорта, по железной дороге обратно в Китай практически невозможно.
Масштаб проблемы, по расчетам рынка, достаточно серьезный. "По данным участников рынка, звучали цифры, что десятки тысяч контейнеров скопились в МТУ", - сказал он.
По словам Илатовского, в морских портовых терминалах на Северо-Западе и на Дальнем Востоке проблем с затовариванием нет. "Если контейнер доехал до портового терминала, то он уедет. Проблема дисбаланса как раз выражается в десятках тысяч порожних контейнеров, которые никуда не могут выехать из европейской части РФ, они стоят в стоках на терминалах", - пояснил он.
Говоря о заторах по вывозу импортных контейнеров с Дальнего Востока в прошлом году, топ-менеджер отметил, что РЖД и участники рынка подготовились к возможным пикам импортного потока. "Целый набор решений позволяет рассчитывать, что пиковый приток импортных контейнеров не приведет к затовариванию", - полагает он.
Среди последних трендов на контейнерном рынке он перечислил постепенное восстановление рынка на Балтике и увеличение перевозки удобрений в контейнерах. Илатовский также напомнил об инициативе группы компаний "Дело" с предложением по паритетному распределению квот на ж/д перевозку груженых контейнеров из МТУ на Дальний Восток между терминалами и ж/д перевозчиками. "ФАС официально поддержала принцип 50 на 50 и направила заключение в правительство по этой методике. Однако работа рабочей группы еще не закончена, надеемся, что она будет завершена в течение ближайших недель, и методика будет приложением к скорректированным правилам недискриминационного доступа (ПНД), которые планируются к принятию правительством осенью этого года", - резюмировал топ-менеджер.
Группа "Дело" управляет морскими контейнерными терминалами в Азово-Черноморском, Балтийском и Дальневосточном бассейнах, сетью железнодорожных контейнерных терминалов, парком контейнеров и фитинговых платформ. У Сергея Шишкарева, основателя холдинга, в нем 51%, еще 49% - у государственной корпорации "Росатом".
В транспортно-логистическое направление бизнеса группы "Дело" входит интермодальный контейнерный оператор "Трансконтейнер" и мультимодальный транспортный оператор "Рускон". В стивидорное направление - холдинг "ДелоПортс" и ведущий оператор контейнерных терминалов Global Ports.