ЧТО ТАКОЕ ТРАНСПОРТНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ, ПОЧЕМУ ОН НЕ ОЗНАЧАЕТ ОТКАЗА ОТ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ И ДОСТИГЛА ЛИ ЕГО РОССИЯ – ЭТИ И ДРУГИЕ ВОПРОСЫ ОБСУДИЛИ УЧАСТНИКИ СЕССИИ «СУВЕРЕННАЯ ЛОГИСТИКА РОССИИ. «ПОЕХАЛИ!», ПРОШЕДШЕЙ В РАМКАХ ПЕТЕРБУРГСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРУМА.
Российской транспортной отрасли приходится исправлять ошибки, допущенные 30 лет назад, заявил на сессии «Суверенная логистика России. «Поехали!» советник президента РФ, спецпредставитель президента по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин. «Мы всю свою внешнюю торговлю отдали на откуп иностранным компаниям и всю продукцию продавали на условиях FOB (Free On Board. – Ред.). А надо было везти всё своими судами и продавать на условиях CIF (Cost, Insurance and Freight. – Ред.), тогда у нас были бы свои суда, свои трейдеры», – объяснил он.
Сейчас, по его словам, Россия «поднимается к тому уровню, на который нужно было выходить сразу».
В то же время Игорь Левитин отметил, что наша страна не отворачивается от мировых транспортных коридоров и не замыкается в себе, более того, занимает одно из ведущих мест по формированию таких коридоров. «Суверенная логистика – это международная логистика», – подчеркнул советник президента.
Этот тезис подтвердила генеральный директор АО «Российский экспортный центр» Вероника Никишина. «У нас абсолютно диверсифицированная география. Часто мы об этом не говорим, но так называемые недружественные страны продолжают быть рынками сбыта нашей продукции, логистические коридоры туда никто не отменял», – рассказала она. Одновременно приходится решать новую задачу, формируя коридоры, которых в регулярном формате раньше не существовало, – на Восток и глобальный Юг.
Взгляды участников рынка на то, насколько российская логистика достигла суверенитета, разошлись. «Российская логистика обладает полным суверенитетом и не зависит от иностранных игроков, которые у нас резко ушли», – заявил президент FESCO Аркадий Коростелёв. «Текущий уровень суверенитета в области транспорта точно недостаточен», – не согласилась гендиректор УК «Дело» Екатерина Ляхова.
Она назвала пять признаков такого суверенитета. Первые два – крупнотоннажный флот и глубоководные порты для его обслуживания. «На сегодняшний день в России их явно не хватает», – признаёт Екатерина Ляхова. Остальные три – возможность использования партнёрской инфраструктуры в других странах, собственная устойчивая платёжная система и собственная цифровая платформа.
Работа портов невозможна без железнодорожных подходов. «С точки зрения железнодорожной логистики проведена большая работа, и мы в этом отношении чувствуем себя очень уверенно. В том, что касается железнодорожной инфраструктуры, верхнего строения путей, энергетики, локомотивов и вагонов, мы здесь уже мало от кого зависим и готовы обеспечивать потребности в перевозках», – сообщил собравшимся заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило.
Он также рассказал, что работа по развитию Восточного полигона и реализация других масштабных инвестиционных проектов, таких как подходы к южным портам страны, идут с опережением графика. «Год не завершён, но могу сказать, что мы хотим эти сроки сдвигать влево и дальше», – заверил Алексей Шило.