Автор статьи: Владимир Прибыш, директор по стратегии и развитию ГК «Дело».
Российский рынок морской перевалки контейнеров в III квартале 2023 года вырос на 37,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 1,19 млн ДФЭ.
Контейнерный грузооборот северо-западных морских терминалов Global Ports (стивидорный холдинг «ГК «Дело») в III квартале 2023 года увеличился до 84,9 тыс. ДФЭ (20-футовый эквивалент), что в 4,5 раза больше, чем за тот же период годом ранее, и на 41,8% больше, чем в предыдущем квартале.
Среди прочего хорошую динамику показывают поставки автомобилей в контейнерах. Также растут отправки удобрений и химических грузов. Наши терминалы обрабатывают автомобили из Китая с апреля 2023 года – и за полгода растарили 27 тыс. машин. Наблюдается также рост оборота навалочных грузов на терминалах Global Ports на Балтике: в III квартале объём вырос на 50,5%, до 1,8 млн тонн, а за девять месяцев 2023 года – на 90%, до 4,8 млн тонн.
Это стало возможно благодаря успешной работе последних полутора лет по привлечению в порты Северо-Запада новых номенклатур грузов, в том числе экспорта, который поступает по железной дороге. К тому же наблюдаются устойчивые позитивные тренды: продолжается приход новых операторов и флота, отлаживается постоянство в работе действующих сервисов, флот меняется на специализированный для перевозки контейнеров.
При этом мы наблюдаем замедление роста контейнерного рынка Дальнего Востока, но положительная динамика сохранилась и в III квартале, и за девять месяцев текущего года.
Мы высоко ценим конструктивный подход ОАО «РЖД» во взаимодействии с нашими активами. Так, для увеличения вывоза контейнеров на Дальнем Востоке с июня мы начали использовать полувагоны на терминале Восточной стивидорной компании (ВСК). За III квартал 2023 года ВСК обработала свыше 8 тыс. полувагонов, или около четверти от всего объёма полувагонов на морских терминалах Дальнего Востока. Важно отметить, что максимальная эффективность работы контейнерных терминалов может быть достигнута только при обработке фитинговых платформ.
На нашем дальневосточном терминале ВСК мы с ОАО «РЖД» внедряем проекты, связанные с повышением операционной эффективности. Полгода назад обновили технологию осмотра контейнеров под погрузку. Добавили осмотр своими силами после выгрузки и сократили время обработки поезда на 25% – до трёх часов. ВСК и РЖД совместно обучили и аттестовали сотрудников терминала для осуществления осмотра. Теперь они делают это параллельно с погрузочно-разгрузочными работами, сами выявляют и при необходимости устраняют неисправности.