Объём производства продукции агропродовольственного комплекса должен вырасти к 2030 году не менее чем на 25%, по сравнению с 2021-м — эта задача поставлена Владимиром Путиным в указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» в рамках национальной цели «Устойчивая и динамичная экономика». Там же указано, что экспорт продукции АПК должен увеличиться не менее, чем в полтора раза.
В частности, зарубежные поставки зерна с учётом увеличения урожая, по словам вице-премьера Дмитрия Патрушева, должны достичь 80 млн тонн. Однако рекордный урожай зерна в 135 млн тонн в 2017 году продемонстрировал, что мощностей для вывоза не хватает. Что сейчас происходит с транспортировкой российского зерна, куда и как оно едет, корреспонденты vgudok.com разбирались вместе с экспертами.
По словам руководителя аналитических проектов ROLLINGSTOCK Agency (RSA) Александра Слободяника, на протяжении последнего времени перевозка зерна железнодорожным транспортом существенно увеличивается. Так, по итогам 2023 года на сети было погружено 32,8 млн тонн зерна, что на 37,1% выше уровня 2022 года. В текущем году положительная динамика сохраняется: в январе-мае 2024 года погрузка год к году выросла на 6,9% до 13,7 млн тонн.
Рост грузовой базы связан с высоким уровнем урожая зерна и высоким уровнем спроса на внешнем рынке.
Как сообщили в РЖД, лидерами по объёмам стали Курская (1,3 млн тонн, +19%), Саратовская (1,1 млн тонн, +15,2%) и Волгоградская области (1 млн тонн, +26,5%). На экспорт отправлено 9,7 млн тонн (+8,1%), в том числе в направлении портов — 6,4 млн тонн (+12%), погранпереходов — 3,3 млн тонн (+1,6%).
Больше всего зерна РЖД перевезли в направлении портов Юга — 5,9 млн тонн (+5,7%). В адрес портов Дальнего Востока отправили 89 тыс. тонн (+41,8%), в направлении портов Северо-Запада — 357 тыс. тонн (рост в 17 раз).
«В то же время в структуре и географии перевозки зерна происходят существенные изменения. В 2023 году относительно 2022 года отправки на экспорт зерновых выросли более чем на 65% при снижении во внутреннем сообщении на 10%. Увеличение отправок на внешний рынок произошло по всем основным направлениям экспорта.
Например, отправки через традиционные маршруты сбыта (южные порты) выросли в 1,7 раза. За счёт изменения географии поставок отправки в направлении Северо-Запада и Дальнего Востока увеличились в 1,9 и 2,3 раза соответственно. При этом основным направлением экспорта по-прежнему остался Юг — его доля составила 60%», — отметил г-н Слободяник.
Как напомнили Vgudok.com в группе компаний «Дело», которая является одним из лидеров перевалки зерна через порты Юга и России в целом, за 2023 урожайный год объём производства зерновых составил 145 млн тонн, из которых экспортировано было 66 млн тонн. При этом более 90%, или 60 млн тонн зерновых, переваливается через порты Азово-Черноморского бассейна, в том числе через глубоководные терминалы порядка 30 млн тонн, остальное — это рейдовая перевалка либо мелководные порты.
«Мощностей по перевалке зерна в стране достаточно. Важно понимать, что нужны не любые мощности, а мощности в портах, логистика в страны назначения, через которые обеспечивает российским экспортёрам максимальную маржу.
Основные импортёры и потребители зерновых расположены на Ближнем Востоке и в Африке.
Туда наиболее эффективная логистика строится через глубоководные терминалы Азово-Черноморского бассейна. По итогам января-апреля 2024 года зерновой терминал Группы компаний «Дело» в Новороссийске отгрузил на экспорт 3,5 млн тонн зерна, что на 23% больше, чем за 2023 год. При этом в апреле терминал установил абсолютный рекорд России, перевалив за месяц 1,03 млн тонн зерна. Такие объёмы перевалки пока недоступны ни одному другому терминалу в стране», — отметил в беседе с Vgudok.com представитель группы компаний «Дело».
По словам председателя Совета директоров ГК «Дело» Сергея Шишкарёва, рекордная перевалка зерна — это закономерный результат планомерного развития зернового терминала ГК «Дело», объём инвестиций в развитие которого достигает 500 млн долларов, в перспективе планируется нарастить его мощности с текущих 9 млн тонн до 10,5 млн тонн в год. Это позволит российским производителям увеличить экспорт зерна в Китай, Африку и другие страны, укрепить ведущие позиции на мировом рынке.
В 2024 году тенденция увеличения отправок зерновых на экспорт сохраняется, рассказал Александр Слободяник. Так, по итогам четырёх месяцев рост составил около 15% год к году. Отправки на экспорт также продолжают увеличиваться по всем основным направлениям.
«Наибольший рост наблюдается на Северо-Западе, по итогам четырёх месяцев отправки выросли более чем на 22%. Росту отправок на Северо-Запад способствует открывшийся в сентябре 2023 года новый глубоководный терминал в порту Высоцк проектной мощностью 4 млн тонн зерновых в год. В текущем году этот порт является одним из основных мест поглощения зерновых грузов на Северо-Западе после пограничных переходов», — добавил г-н Слободяник.
Собеседник Vgudok отметил, что существенному увеличению отправок зерновых способствует высокий уровень спроса со стороны стран Азии и Африки. Например, в 2023 году отправки хлебных грузов железнодорожным транспортом в Китай увеличились в 2,4 раза, в Египет рост составил 1,8 раза, в Саудовскую Аравию увеличение отправок было на уровне 1,7 раза. В текущем году отправки в эти страны также сохраняют положительную динамику.
«Среди стран-потребителей российских зерновых культур ключевую позицию занимают Турция, Иран и Египет. На них приходится до половины всего объёма российского экспорта зерна. В частности, в 2023 году из России в Турцию было экспортировано 11,5 млн тонн зерна, в Иран более 8 млн тонн. Если в Турцию и Египет зерно перевозится почти полностью из портов Азово-Черноморского бассейна, то для поставок в Иран важную роль играет МТК “Север — Юг”.
Тяготеют к МТК “Север — Юг” экспортные поставки российского зерна в Туркменистан, Азербайджан, страны Ближнего Востока, в первую очередь, Саудовскую Аравию, страны Восточной Африки, а также Южной Азии, в первую очередь, в Пакистан», — рассказали Vgudok.com в Центре интеграционных исследований ДАР Евразийского банка развития (ЕАБР).
Общий объём перевозок зерновых грузов по коридору «Север — Юг» в 2023 году оценивается в скромные 4,4 млн тонн, отмечают в ЕАБР. По Транскаспийскому маршруту между портами России и Ирана было перевезено 2,8 млн тонн, по Западному маршруту через Азербайджан — 1,5 млн тонн, по Восточному маршруту через Туркменистан — 0,13 млн тонн.
«Таким образом потенциал МТК “Север — Юг” пока не был полностью задействован для экспорта российского зерна в Иран и другие страны, тяготеющие к коридору. Часть экспортного грузопотока идёт через порты Азово-Черноморского бассейна, что связано с особенностями логистики подвоза зерна к портам, стоимостью перевозок и состоянием логистической инфраструктуры. Тем не менее, коридор “Север — Юг” обладает значительным потенциалом по увеличению объёмов перевозки зерна в Иран, Саудовскую Аравию, Пакистан, другие страны Южной Азии, Ближнего Востока, Восточной Африки», — отметили эксперты ЕАБР.
По их подсчётам, к 2030 году потенциальный объём перевозок зерна по коридору может возрасти до 15 млн тонн, в том числе 12 млн тонн в Иран. Предпосылками для реализации данного прогноза являются рост потребления пшеницы в перечисленных выше странах, в том числе за счёт высокой динамики численности населения, а также из-за ограниченных возможностей собственного производства зерна.
«Ключевую роль в увеличении объёмов перевозок зерна должен сыграть водный транспорт, в первую очередь через российские порты Астрахань и Оля. Существует потенциал наращивания железнодорожных перевозок зерна, в том числе в контейнерах. Автомобильный транспорт также может использоваться для доставки зерна из России в Иран по Западному маршруту МТК “Север — Юг”, например, в мешках или в контейнерах», — отметили в ЕАБР, добавив, что существует целых ряд инфраструктурных ограничений, сдерживающих развитие экспорта зерна по коридору.
Пока МТК «Север — Юг» пытаются сделать полноценной альтернативой АЧБ, зерно в большинство своём отправляется именно туда, несмотря на риски от близости к СВО, проблемы в Суэцком канале и напряжённость на Ближнем Востоке. Так, например, о рекордах в январе-мае 2024 года отчитались в «Русагротрансе» (входит в «Деметра-Холдинг») — 6,8 млн тонн аграрных грузов по ж/д. Перевозки в направлении экспортных портовых и сухопутных терминалов обновили исторический максимум и достигли 4,8 млн тонн, что на 6% выше прошлогоднего показателя за аналогичный период.
При этом основная часть поставок шла, конечно же, в сторону АЧБ (3,7 млн тонн).
«Рекордный объём поставлен в направлении портов Балтийского моря — почти 0,52 млн тонн, в том числе в направлении порта Высоцкий. Отгрузки в Казахстан и страны Средней Азии выросли почти на 40% по отношению год к году и составили 0,4 млн тонн. В части перевозок в сторону экспортных портовых и сухопутных терминалов “Русагротранс” продолжает активно использовать технологию маршрутизации.
Всего с января по май 2024 года осуществлено 32 тысячи гружёных вагоноотправок в составе маршрутов общим объёмом 2,3 млн тонн. Внутренние перевозки зерна также показали положительную динамику: в сравнении с периодом с января по май 2023 года они выросли на 21% и достигли 0,94 млн тонн. Более половины из них традиционно шли в адрес потребителей Центра и Северо-Запада. Также в этом году возросли поставки зерна в направлении предприятий Сибири и Дальнего Востока», — рассказали в компании.
«Стоит отметить, что увеличению отправок зерновых также способствует контейнеризация грузопотока. В 2023 году относительно 2022 года перевозки зерна в контейнерах увеличились в 2,6 раза. По итогам четырёх месяцев текущего года рост составил 29,1%.
Применение новых перевозочных технологий, в том числе связано с дефицитом основного подвижного состава, используемого при перевозке зерна, — зерновозов, возникшего в связи с высокой грузовой базой зерна и замедления работы сети. На фоне этого происходит существенный рост производства хопперов и их парк на сети увеличивается (“Русагротранс” как раз является железнодорожным оператором по перевозке аграрных и минерально-сырьевых насыпных грузов в специализированных вагонах-хопперах — прим. ред.).
В течение 2023 года парк зерновозов вырос практически на 17%.
В начале мая 2024 года к началу января 2024 года рост составил 7,6%, парк зерновозов увеличился практически на 5 тысяч единиц. В 2024 году ожидается сохранение ажиотажа и дефицита на этом рынке. Однако в дальнейшем может произойти его насыщение, которое приведёт к снижению спроса на зерновозы», — рассказал г-н Слободяник.
В этом контексте очень логичным выглядит запуск производства вагонов для перевозки зерна и полувагонов на базе Балтийского вагоноремонтного завода в Волосовском районе Ленинградской области, соглашение о котором на 4,9 млрд рублей подписали власти региона и компания «Новотранс» на Петербургском международном экономическом форуме, передаёт пресс-служба областного правительства. Планируется, что к 2030 году мощность завода составит 4 тысячи вагонов в год.
В целом, у российского зерна крайне радужные перспективы, особенно учитывая прогноз Минсельхоза об увеличении мировых цен на сырьё. Для России глобальное снижение объёмов производства зерна в этом сезоне сыграет на руку ещё и потому, что пока не совсем понятно, как на итоговом урожае скажутся внезапные майские заморозки. Так или иначе, наша страна производит продукт, от которого не смогут отказаться, за который будут платить и который — в кои-то веки — не претендует на Восточный полигон. Это ли не успех?!