Растущая стоимость производства ж/д платформ на фоне роста цен на металлы не влияет на инвестиционную программу группы "Дело", сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе группы.
"Рынок платформ - локальный, и все 20% роста приходятся на рост стоимости металла, на инвестпрограмму компании этот рост цен не влияет", - сообщили в группе.
Резкий рост стоимости активов в мультимодальной логистике в последний год - контейнеров, фитинговых платформ, судов и портового оборудования - вынуждает ряд участников отрасли сокращать инвестиции, пишет в понедельник "Коммерсантъ" со ссылкой на источник на рынке.
В "Дело" отмечают, что нужно разделять глобальный и локальный рынки оборудования.
"Так, рынок контейнеров - глобальный, в подорожании оборудования в два раза примерно 40% роста приходится на цену металла, а все остальное - спекулятивный фактор, связанный с высокой востребованностью на фоне разрыва глобальных логистических цепочек из-за коронакризиса", - сообщили в "Дело".
"Портовое оборудование, как правило, заказывается в рамках долгосрочных контрактов, и спекулятивный фактор не играет значимой роли, поскольку срок реализации инфраструктурных проектов - годы, а не месяцы. Участники рынка сталкиваются с перебоями с поставками некоторых видов техники, например, ричстакеров, однако они были связаны с общим для всего машиностроения глобальным дефицитом чипов", - отмечают в группе.
По словам представителя "Дело", более важным фактором для российского рынка является более чем двукратный рост ставки рефинансирования, резко повышающий стоимость лизинга для операторов, работающих не на собственном подвижном составе, а на вагонах, взятых в лизинг.
"Есть ощущение, что в 2022 году после масштабных закупок предыдущего года может произойти перегрев рынка", - сообщил "Коммерсанту" глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров: нет предпосылок к тому, чтобы логистическое оборудование подешевело, цены, напротив, имеют тенденцию к росту, в то время как повышение доходности активов замедлилось.
По его словам, собственно рост цен не так принципиален, поскольку компенсируется устойчивым ростом спроса в связи с увеличением контейнерных перевозок, особенно транзита. Более важная проблема, соглашается Бурмистров, это рост стоимости заимствований, который делает покупку оборудования в лизинг или кредит менее привлекательной. В марте 2021 года ключевая ставка ЦБ составляла 4,25%, сейчас - 9,5%, напоминает он, и растущий уровень процентных ставок по лизингу и кредитам оказывает давление на расходы компаний.
Группа "Дело" управляет морскими контейнерными терминалами в Азово-Черноморском, Балтийском и Дальневосточном бассейнах, сетью железнодорожных контейнерных терминалов, парком контейнеров и фитинговых платформ. У Сергея Шишкарева, основателя холдинга, в нем 70%, еще 30% - у государственной корпорации "Росатом".
Стивидорное направление бизнеса группы представлено холдингом "ДелоПортс" и Global Ports (крупнейший оператор контейнерных терминалов в РФ, 30,75% - у APM Terminals, free float - 20,5%, GDR торгуются на Лондонской фондовой бирже), транспортно-логистическое направление - мультимодальным транспортным оператором "Рускон" и ПАО "Трансконтейнер.