Указом главы государства акции Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) – головной компании FESCO – 8 ноября переданы «Росатому». Эксперты оценивают долю примерно в 92,4%. Сделка по смене владельца позволяет считать «Росатом» лидером рынка РФ в сфере морских и контейнерных перевозок.
Кадровые перестановки
С 8 ноября компания FESCO – серьёзный актив «Росатома». В этот же день стало известно, что госкорпорация провела кадровые перестановки в УК «Дело» (головной компании «Дело», 30% акций которой «Росатом» в 2020 году приобрёл через свою «дочку» «Атомэнергопром», а в 2022-м довёл свою долю в компании до 49%). Так, на должность главы УК «Дело» была назначена Екатерина Ляхова, которая по совместительству занимает пост директора по развитию бизнеса «Росатома».
Кроме того, произошли кадровые перестановки в «ТрансКонтейнере» (с 2019 года входит в Группу «Дело»): пост президента вместо Виталия Евдокименко занял генеральный директор УК «Группа ВГС» Михаил Концерев, который ранее работал в различных структурах «Росатома», в частности был генеральным директором «Русатом Сервис» (входит в электроэнергетический дивизион «Росатома»).
Первый заместитель генерального директора – директор блока по развитию и международному бизнесу «Росатома» Кирилл Комаров заявил о «стратегической важности Группы «Дело» в рамках реализации госкорпорацией национальных и отраслевых проектов, включая строительство АЭС в России и за рубежом, и решения логистических задач на Северном морском пути (СМП)».
Что в итоге получил «Росатом» после передачи ему акций Дальневосточного морского пароходства и кадровых перестановок в ГК «Дело»?
Активы в деле
Ключевой актив FESCO – Владивостокский морской торговый порт (ВМТП). Кроме того, компания обладает 35 судами, контейнерным парком более 170 тыс. ДФЭ (20-футовый эквивалент), терминалами в Новосибирске, Хабаровске, Томске и Гайдамаке, а также более 11 тыс. единиц подвижного состава. В 2022-м объём морских перевозок FESCO составил 342 тыс. ДФЭ – рост на 19% год к году. При этом объёмы мультимодальных перевозок выросли за прошлый год на 9%, до 507 тыс. ДФЭ.
Вклад второго ключевого партнёра госкорпорации – ГК «Дело» – представляет собой девять морских терминалов общей мощностью 3,9 млн ДФЭ и 8,5 млн тонн зерна в год, а также 47 наземных терминалов, суммарная мощность которых составляет 3,7 млн ДФЭ в год. Компания держит парк из 40 тыс. фитинговых платформ и контейнеры общей вместимостью 234 тыс. ДФЭ. Группе также принадлежат 13 морских судов (напомним, что в 2019 году ГК «Дело» купила крупнейшего контейнерного оператора РФ «ТрансКонтейнер», в активах которого 40 тыс. фитинговых платформ и 141 тыс. контейнеров).
В активах ГК «Дело» также присутствует транспортно-экспедиторская компания «Рускон», а также один из ведущих операторов специализированных портовых терминалов в России – Группа компаний Global Ports.
Задачи госкорпорации
Сегодня «Росатом» выступает инфраструктурным оператором СМП и отвечает за ледокольное сопровождение флота. Как отметил генеральный директор госкорпорации Алексей Лихачёв, в правительстве «Росатому» поставили задачу управлять всем морским движением и отвечать за часть северного завоза (комплекс ежегодных государственных мероприятий по обеспечению территорий Крайнего Севера жизненно важными товарами, прежде всего топливом и продовольствием).
«Передача «Росатому» акций ДВМП позволит госкорпорации решить все поставленные задачи по созданию транспортного коридора на Северном морском пути», – оценивает ситуацию старший эксперт-аналитик ИПЕМа Светлана Кузнецова.
Президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой не разделяет оптимизма по этому вопросу: по его мнению, у FESCO на сегодняшний день нет специализированного флота для работ на СМП, поэтому его не будут привлекать для работ в Арктике. Эксперт считает, что в перспективе из Обской губы разрешат ходить судам, в том числе не специализированным в погодных условиях Крайнего Севера, однако пока рано говорить даже о транзитных перевозках с использованием судов неледового класса.
Светлана Кузнецова считает, что «Росатом» может за счёт использования терминалов во Владивостоке и Мурманске увеличить общий грузопоток по СМП, а также расширить эксплуатацию судов компании на линиях Арктического бассейна. Она убеждена, что получение активов FESCO позволит развить весь Северный морской транзитный коридор (логистический сервис по доставке грузов между Северо-Западной Европой и Восточной Азией через СМП), что создаст условия для переориентации грузопотоков, в особенности энергоресурсов, из портов Балтики через СМП в порты Азиатско-Тихоокеанского региона.
«Основной грузооборот по СМП сегодня – это энергоносители, другие номенклатуры перевозятся в десятки раз меньше. Де-юре перевозчиком по северному завозу является именно «Росатом», поэтому его доля резко увеличивается на рынке перевозок, связанных с поставками товаров, но не с энергоносителями», – отмечает доктор экономических наук, проректор МГРИ, член Общественного совета Министерства по делам развития Дальнего Востока и Арктики Юлия Зворыкина. По оценке эксперта, на сегодняшний момент доля перевозок «Росатома» по СМП не превышает 35%, но она будет расти. Более того, госкорпорация является, по сути, монополистом ледокольного флота, за счёт чего сможет выравнивать ситуацию под себя.
Владимир Косой согласен с тем, что в результате консолидации акций на рынке контейнерных перевозок появится самый сильный игрок. Но, добавляет он, «FESCO – это не «Росатом», компания будет плотно взаимодействовать с Группой «Дело», но я не верю в возможность полной монополизации контейнерного рынка одной компанией. Думаю, это должно «подзадорить» других участников».
Как констатирует директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Элина Кулиева, на логистическом рынке планомерно происходит консолидация компаний. Такая ситуация возникает по причине того, что текущие рыночные ставки, стоимость ремонтов, удорожание парка не под силу мелким и средним игрокам, а в ряде транспортных узлов наблюдается дефицит парка.