Международные транспортные коридоры надо строить с учетом будущего
Более 82 тыс. поездок совершили российские дальнобойщики по международному транспортному коридору (МТК) Запад – Восток в первые 10 месяцев 2023 года, отметили участники сессии «Развитие международных транспортных коридоров и интеграция цепей поставок в новых экономических условиях», организованной в рамках Транспортной недели – 2023. В нынешнем году не просто говорят о необходимости развития МТК, но уже активно в них инвестируют.
Международные транспортные коридоры надо строить с учетом будущего.
Коридоры, которые изменят будущее
О необходимости синхронизации планов по развитию транспортных коридоров с планами по развитию торговых отношений заявляет Владимир Прибыш, директор по стратегии и развитию ГК «Дело». Причем, по словам эксперта, ориентироваться надо не на сложившиеся сегодня транспортные потоки, а на те, которые только будут, потоки завтрашнего и послезавтрашнего дня.
Торговля в одних регионах растет быстро, в других – чуть медленнее, говорит он. Например, Восточная Азия, по подсчетам эксперта, прирастает на 27%, Турция – на 60%, а вот Латинская Америка и страны южной части Азии просели на 40%. В. Прибыш столь неравномерную динамику связывает с ростом затрат на логистику. Сегодня 70% российской внешней торговли сосредоточено в странах АТР. В их числе – Китай и Южная Корея. Среди лидеров – страны Ближнего Востока. В перечне эксперта – и Латинская Америка, и Африка, и Индия. Но, как подчеркивает В. Прибыш, с этими странами Россия сегодня торгует, то есть это реалии дня сегодняшнего. А завтрашний день изменит список лидеров, в их число войдут наряду с Индией Пакистан и Бангладеш. Они вырастут более чем вдвое в перспективе до 2035 года, ссылается эксперт на прогноз ООН.
Коридоры, о которых говорят
Ближний Восток и Латинская Америка растут, но темпы развития международной торговли и МТК в перспективе до 2035 года в страны Восточной Азии замедляются и будут «не столь существенны», рассуждает В. Прибыш. В числе перспективных международных транспортных коридоров эксперт называет Севморпуть, а также МТК Восток – Запад и Север – Юг. Одним из показателей перспективности этих трех коридоров он называет инвестиции, в том числе и со стороны государства. Заявляется также о работе на уровне российского правительства штаба по развитию международных транспортных коридоров.
МТК Запад – Восток развивается активно: сейчас через МАПП Ташанта в адрес Монголии нарастает поток грузового состава, в направлении Китая в течение года выполняется около 82 тыс. поездок только российских автоперевозчиков. Одновременно на Восточном полигоне растет объем железнодорожных перевозок в адрес Китая. Андрей Курушин, генеральный директор АСМАП, подтверждает, что коридор Запад – Восток прирастает, а вот МТК Север – Юг растет намного медленнее. Летом этого года он на площадке Петербургского международного экономического форума попросил коллег из Ирана включиться в решение проблем развития МТК Север – Юг. «Коллега из Ирана пообещал включиться в решение проблем, но они пока не решены», – говорит А. Курушин.
Очень бы хотелось, чтобы и авто-, и железнодорожные перевозчики начали осваивать восточное направление МТК, продолжает он. «Это позволило бы выйти не только в Иран и страны Персидского залива, но и в Афганистан и Пакистан. Тем более что первая поездка автотранспорта с грузом в прямом и обратном направлениях состоялась», – настаивает А. Курушин.
В. Прибыш согласен, что коридоры, которые обеспечивают логистику со странами Юго-Восточной Азии, и в самом деле поддерживают устойчивость и стабильность разворота на восток. «Но существующие коридоры через Азово-Черноморский бассейн и порты российской Балтики необоснованно забыты, на мой взгляд. А здесь тоже есть потенциал роста!» – комментирует он.
Коридоры, о которых забыли
Важно отметить развитие линейного судоходства. Об этом говорит Кирилл Тюленев, директор по комплексным транспортным проектам Центра экономики инфраструктуры. «Тенденции меняются, развитие линейного судоходства под руководством российских компаний в последний год приобрело положительные темпы развития. И это положительно сказывается на развитии всего транспортного комплекса», – говорит он.
Леонид Шляхтуров, исполнительный директор ООО «ФЕСКО Интегрированный транспорт», утверждает, что рост грузооборота в портах Азово-Черноморского бассейна и российской Балтики произошел не из-за нехватки мощностей в портах на востоке России. Так складывается экономика и целый комплекс факторов, считает он.
Павел Поляков, председатель комитета по коммерческим и правовым вопросам Ассоциации морских торговых портов России, добавляет, что морские порты РФ нарастили грузооборот на 7,8%, если сравнивать период год к году. «С учетом той ситуации, в которой мы все находились и находимся, я считаю, что это великолепный результат. Это мужественная и самоотверженная работа всех нас», – заявляет он.