Перевозки останутся в «красной зоне» до осени, полагают эксперты
Перевозки грузов в контейнерах в России в январе — июне 2025 г. составили 3,16 млн TEU
Импорт грузов в контейнерах снизился на 8% до 1,32 млн TEU, железнодорожный транзит — на 6% до 283 000 TEU, внутренние перевозки — на 14% до 588 000 TEU, говорится в сообщении. Контейнерный экспорт вырос на 7% до 969 000 TEU.
Статистика Fesco включает данные о внешнеторговых и транзитных перевозках через российские порты и сухопутные погранпереходы РЖД, а также внутрироссийские перевозки контейнеров по железнодорожной сети и каботажные перевозки. Компания учитывает только груженые контейнеры.
По данным группы, наибольшую положительную динамику в первом полугодии демонстрировали экспортные перевозки через сухопутные погранпереходы в Китай. Рост составил 16% относительно января — июня 2024 г. Абсолютные данные здесь не приводятся. Экспортные контейнерные отправки через порты Дальнего Востока выросли на 8%, через порт Новороссийск — на 4%. Экспорт через порты Балтийского бассейна уменьшился на 8%.
В то же время импорт через порты Балтики за шесть месяцев вырос на 9%, через Новороссийск — на 10%, а через порты Дальнего Востока снизился на 19%.
В июне общий объем контейнерных перевозок снизился на 12% год к году до 490 000 TEU, следует из сообщения Fesco. Таким образом, в прошлом месяце рынок ускорил снижение. За январь — май 2025 г. объем сокращения российского рынка контейнерных перевозок Fesco оценивала в 3% — до 2,67 млн TEU.
Главной причиной спада стало сокращение импорта готовых автомобилей из Китая в Россию после пиковых значений прошлого года, а также общее охлаждение экономики и потребительского спроса, пояснила «Ведомостям» начальник отдела маркетинговой аналитики транспортной группы Fesco Юлия Киселева. Готовые автомобили и машинокомплекты занимали до трети всех импортных контейнерных грузов в Россию, уточняет она. Сейчас этот поток постепенно восстанавливается, но он все еще существенно ниже прошлогодних значений, добавляет Киселева.
Экспорт легковых автомобилей из Китая в Россию в январе — июне 2025 г. упал в годовом выражении на 57,2% до $2,7 млрд, а грузовиков — на 77,6% до $287,3 млн, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на данные Главного таможенного управления КНР.
Результаты июня в значительной мере связаны с эффектом высокой базы аналогичного месяца прошлого года, когда импортные перевозки пошли в резкий рост, продолжает Киселева. Кроме того, в июне этого года существенно снизились объемы контейнерного транзита белорусского калия, добавляет собеседница «Ведомостей».
Снижение контейнерных перевозок фиксируется с начала 2025 г., подтверждает представитель группы «Дело». Денежно-кредитная политика ЦБ РФ и высокие ставки по депозитам способствовали переходу потребительского спроса на сберегающую модель и сокращению потребления в целом, поясняет он. Это привело к дефициту грузовой базы на фоне затоваривания складов, говорит представитель «Дела». В частности, наблюдаются избыточные запасы автомобилей и ряда потребительских товаров, уточняет он.
По данным группы «Дело», в январе — июне снижение объема контейнерного рынка составило
Но во втором полугодии ГК «Дело» ожидает ускоренного роста экспорта и возвращения объемов импорта на уровень 2024 г.
Перевозки груженых и порожних контейнеров по сети РЖД в январе — июне 2025 г. снизились на 3% год к году до 3,78 млн TEU, сообщала компания ранее в июле. В том числе во внутреннем сообщении за этот период было отправлено 1,5 млн TEU (-3%).
Количество груженых контейнеров, отправленных во всех видах сообщения, составило 2,7 млн TEU (-5,1%). В них перевезено 40,1 млн т грузов (-1%), говорится в сообщении. Погрузка на сети РЖД в январе — июне, по оперативным данным компании, сократилась на 8% до 554,5 млн т. Из них на «остальные грузы», включая контейнерные перевозки, пришлось 55,3 млн т (-8%).
Президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин отмечает, что с середины мая фиксируется сокращение грузовой базы на железнодорожном транспорте. «Если последние полгода мы говорили о том, что грузовая база есть, но РЖД ее не „вывозит“, то сегодня ситуация изменилась: железная дорога готова грузить и везти, но началось сокращение грузов, на складах их нет», — поясняет эксперт. Это важный фактор, учитывая то, что контейнерные перевозки являются мультимодальными и в основном «идут в связке» с перевозкой по железным дорогам, уточняет он.
По оценке Иванкина, до конца августа — середины сентября российский контейнерный рынок продолжит оставаться в «красной зоне», при этом переход рынка к росту возможен с октября. По итогам года возможно как снижение на 0,5% к уровню 2024 г., так и рост на те же 0,5%, резюмирует эксперт.
< Вернуться к списку