Импорт контейнеров превалирует, но у экспорта выше потенциал
Перевалка контейнеров в портах в экспортно-импортном сообщении по итогам 2023 года прогнозируется на уровне 4,6 млн TEU, сообщил старший вице-президент по операционной деятельности и взаимодействию с государственными органами власти ГК «Дело» Денис Илатовский. Это больше результата 2022-го (4,3 млн TEU), но меньше показателя 2021-го (4,9 млн TEU).
Импорт контейнеров превалирует, но у экспорта выше потенциал
Следствие дисбаланса
Драйвером перевозок сейчас выступает импорт. В импортном сообщении, как ожидается, по этому году будет переработано 2,8 млн TEU (в 2021-м – 2,7 млн, в 2022-м – 2,4 млн TEU).
В свою очередь экспорт контейнерных грузов через порты снижается: в 2021-м он составлял 2,2 млн, в 2022-м – 1,9 млн, в 2023-м – 1,8 млн TEU.
В целом контейнерооборот по всем бассейнам активно восстанавливается. Например, в портах Балтики в 2023 году он прогнозируется на уровне чуть более 1 млн TEU (здесь растет как импорт, так и экспорт), в 2024-м – 1,2 млн. Напомним, в 2021 году в Балтийском бассейне было переработано 2 млн TEU.
Поступательно развивается перевалка на Дальнем Востоке. В 2021 году она составляла 1,7 млн, в 2022-м – 1,9 млн. По прогнозу этот показатель в 2023-м возрастет до 2,2 млн, а в 2024-м превысит 2,3 млн TEU. Однако через дальневосточные терминалы сейчас растет только импорт, в последние 5 месяцев экспортные грузы снижаются.
«Это следствие той совместной технологии перевозки контейнеров в полувагонах, которую организовали по сути 4 структуры: угольщики, контейнерщики, портовики и РЖД», – сказал Д. Илатовский.
На какой-то период импортные контейнерные потоки сохранят свой приоритет, говорит первый вице-президент ПАО «ТрансКонтейнер» Валерий Веремеев. Но стратегически, считает он, экспортные перевозки будут важнее для российских отправителей, потенциал экспорта в долгосрочной перспективе оценивается выше.
Если брать не только отправки контейнеров через морские направления, но и по сухопутным маршрутам, то к 2035 году контейнерный поток с участием железных дорог возрастет до 12 млн TEU, говорит В. Веремеев, уточнив, что по итогу 2023-го он составит 7,4 млн TEU.
А что с транзитом?
Начиная с 2022 года, произошли значительные изменения в структуре транзитного грузопотока. По данным ОТЛК, в 2021-м транзит в направлении Евросоюз – Китай составлял 90% перевозок компании. В 2022-м эта доля сократилась до 64%, в 2023-м – до 33%.
«Ряд европейских производителей взял паузу, но никто не хлопнул дверью, – заверил президент, председатель правления АО «ОТЛК» Алексей Гром. – Более того, те компании, которые остались, увеличивают свои доли. И на встречах (с представителями ЕС – прим. ред.), которые тем не менее происходят, они просят не исключать их из списка, что никто не собирается делать. Транзит – это вообще доходная вещь и для страны и для инфраструктуры».
В свою очередь, грузовладельцы из ЕАЭС в существующих сервисах нашли точки роста и по экспорту своей продукции в Китай и по поставкам из КНР, заняв высвободившиеся после ухода европейцев пропускные способности, уточнил А. Гром.
«Европейцы больше задают вопросы, а что, если мы завтра вернемся, будет ли место для того, чтобы вернуть наши объемы к вам на железную дорогу. Именно для этого наши акционеры производят развитие, инфраструктурное и технологическое, для того чтобы через 3–5 лет таких возможностей стало больше», – заявил президент ОТЛК.