В 2024 г. южнокорейская строительная компания Booyoung запустила программу поддержки рождаемости среди персонала – уже более 100 работников получили по 100 млн вон (около 5,8 млн руб.) за рождение детей. Проект – попытка корпорации внести вклад в решение демографической проблемы в стране. В Южной Корее рождается мало детей, эта страна – мировой рекордсмен по снижению рождаемости, и если тенденция сохранится, к 2072 г. ее население сократится c 51,8 млн человек до 36,2 млн. Среди прочего это может обернуться рисками для бизнеса – дефицитом кадров и повышением стоимости найма.
Booyoung не единственная компания, которая осознает эти проблемы и включается в борьбу за демографию. Тренд заметен по всему миру. Калифорнийский бренд нижнего белья Cakes Body с этого года выплачивает сотрудникам с детьми дошкольного возраста ежемесячную стипендию в размере до $3000 на детский сад и услуги няни. Американский ритейл-гигант Walmart в рамках страховой программы предлагает доступ к клиникам репродуктивного здоровья Kindbody. Работники могут потратить до $20 000 (1,65 млн руб.) на донорские услуги, замораживание яйцеклеток, внутриматочную инсеминацию и экстракорпоральное оплодотворение.
Не остается в стороне и российский бизнес. Группа «Газпром» выплачивает около 150 000 руб. сотруднику при рождении ребенка, причем сумма увеличиваются в полтора раза при рождении третьего и всех последующих. Компания также предоставляет дополнительные оплачиваемые выходные родителям и компенсирует затраты на оплату детских садов – как бюджетных, так и частных.
«Норникель» с 2024 г. развивает проект для сотрудниц с детьми и будущих родителей – «Мама на работе». Женщины, которые находятся в отпуске по беременности и родам, получают доплату до уровня постоянной заработной платы.
Похожая инициатива есть у ГК «Дело». Группа доплачивает разницу между средним заработком сотрудника и размером пособия от Социального фонда России на время отпуска по беременности и родам, а еще дарит по миллиону рублей при рождении третьего и каждого следующего ребенка. Вдобавок ГК предлагает частичную занятость и гибкие графики работы тем, кто хочет выйти из отпуска по уходу за ребенком раньше срока.
Всего с 2022 по 2024 г. суммарно группа инвестировала в сотрудников более 200 млн руб. Самыми популярными видами помощи оказались выплаты при рождении третьего ребенка, доплаты в период отпуска по беременности и родам, а также компенсации за детский сад и путевки в лагеря.
Пока, впрочем, это точечные инициативы, но в ближайшие годы их станет больше. К этому подталкивают текущие вызовы рынка труда. За последние несколько лет в стране сформировался рекордный «навес вакансий», когда на одного безработного приходится большое количество вакантных рабочих мест. Как следствие, у молодых специалистов есть выбор и они обращают внимание уже не только на зарплату, но и на социальный пакет. А если работодатель готов поддержать сотрудника в рождении и воспитании детей, он становится привлекательнее на рынке.
Подобные инициативы помогают снизить и текучесть кадров, а вместе с тем расходы на поиск и адаптацию новых сотрудников, которые тоже растут. Вдобавок улучшение демографической ситуации и поддержка рождаемости сейчас – приоритетная национальная задача для России. И компаниям, которые участвуют в решении стратегических задач, будет проще выстроить конструктивный диалог с регуляторами и получать доступ к субсидиям и налоговым льготам.
Безусловно, внедрение программ не обходится без сложностей. Основные связаны с юридическими и налоговыми тонкостями. В России выплаты за рождение ребенка формально могут повысить доход семьи и лишить ее части господдержки. Со следующего года мы планируем дарить сотрудникам автомобили на рождение четвертого ребенка. А такие подарки облагаются налогами. Сейчас обсуждаем, как компенсировать этот налог, чтобы поддержка не обернулась для людей потерями.
Второй барьер связан с социальными и культурными аспектами корпоративной культуры. Молодые женщины нередко опасаются сообщать о своих планах руководству – слишком велик страх потерять карьерные перспективы или столкнуться с предвзятостью. На рынке даже есть так называемый «штраф за материнство», когда женщины добровольно соглашаются на более низкие оклады в обмен на большее количество свободного времени, чтобы уделять его семье.
Поэтому компаниям важно оказывать не только финансовую поддержку специалистам, но и психологическую. Сотрудницы должны понимать, что беременность не повлияет на отношение к ним и их рабочие планы. Подобные инициативы уже есть: например, в «Сибуре» сотрудники могут работать со штатным психологом. Женщины часто обращаются с вопросом, как выстроить баланс между семейной жизнью и работой. Обсуждают вопросы родительства и в «Сообществе равных возможностей» компании, где есть специальные треки «Женское лидерство» и «Поддержка семьи и родительства». Там сотрудники разных возрастов, географий, специализации и семейного статуса делятся опытом друг с другом.
Как будет развиваться рынок дальше? Вероятно, двигаться в сторону комбинированных моделей: прямые выплаты дополнят гибкие формы занятости, оплата детских садов и психологическая поддержка. Все это позволит закрыть максимум потребностей молодых родителей, как финансовых, так и эмоциональных.